Блог
Американские легенды. Истории о легендарных брендах и торговых марках США
Zippo. История о том, что перекур — дело прибыльное
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Просмотров: 3489
- Комментарии (0)
- Подписаться на обновления
- Печать
- В закладки
Необязательно изобретать нечто новое. Достаточно немного усовершенствовать старое, чтобы обеспечить себе почет и славу. Ну, и финансовое благополучие, соответственно
1932 год, разгар Великой депрессии. Небольшой город Брэдфорд в штате Пенсильвания, возникший только благодаря обнаруженной поблизости нефти. Трудное время, скучное место. Видимо, спасаясь от скуки, в местный клуб на танцы заходит Джордж Блэйсделл. Сейчас его во всем мире знают как «мистера Zippo», а тогда в Брэдфорде его знали как совладельца компании по производству простейшего нефтедобывающего оборудования.
В клубе Блэйсделлу веселее не становиться. Спасаясь от заезженных грампластинок и болтовни о политике, он выходит с сигаретой на веранду. Тут уже курит его приятель Дик Дрессер. Вернее, пытается прикурить. Он никак не может снять крышку со своей видавшей виды австрийской зажигалкой. У Дика денег куры не клюют, и Блэйсделл спрашивает, почему тот не купит себе нормальный аксессуар. Приятель, наконец, справляется с крышкой, чиркает колесиком… Несмотря на довольно сильный ветер, огонь появляется и — что удивительно — не гаснет. «Потому что эта еще работает», — отвечает Дик, прикуривая.
На любого другого эта история не произвела бы никакого впечатления. Ну, разве что как повод поразмышлять о прижимистости состоятельных людей. Но Джордж Блэйсделл — человек, крайне склонный к изобретательству. И его осеняет. Зажигалка, думает будущий «мистер Zippo», вещь, которая нужна всем. Люди будут покупать зажигалки всегда. А если они еще будут отличаться повышенной надежностью…
Бизнес-план Блэйсделла крайне прост. Он заказывает целую партию австрийских зажигалок (таких же, как у Дика) и пытается их продать. Вопреки ожиданиям, не продается ни одной штуки.
Оказывается, противостояние ветру — не самое главное потребительское качество зажигалки. Она еще должна быть удобной в использовании. Блэйсделл понимает это, вспомнив мучения своего приятеля со съемной крышкой. Тогда он решает усовершенствовать австрийский продукт. Во-первых, уменьшает его в размерах, чтобы зажигалка могла поместиться в ладони. Во-вторых, соединяет (все гениальное просто) крышку с корпусом. Теперь аксессуаром можно пользоваться одной рукой. Еще Блэйсделл меняет латунный корпус на хромированный, делает несколько других небольших изменений. Вот, собственно, и все. Подсмотрев чужую идею, Джордж Блэйсделл сделал из нее свою. Более того, он даже начинает ее продавать по цене 1 доллар 95 центов.
Кстати, название зажигалки тоже в некотором роде заимствование. К этому времени в США широкое распространение получает застежка-зиппер (Zipper), по-русски говоря, молния. Блэйсделл очень нравится это звучное слово. Нравится настолько, что он просто изменяет окончание и нарекает свою зажигалку Zippo. В некотором смысле оба изобретения схожи. В том, что состоят из двух разъединяющихся-соединяющихся половинок.
Блэйсделла можно было бы назвать просто удачливым рационализатором. На самом деле он оказался очень удачливым маркетологом. Без придуманных им рекламных ходов, Zippo, возможно, ждала бы участь австрийских предшественниц. Но маркетинг Блэйсделла — это уже совсем другая история.