Блог
Американские легенды. Истории о легендарных брендах и торговых марках США
Джаз. История о том, что бывает, когда умолкнут все военные оркестры
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Просмотров: 5995
- Комментарии (0)
- Подписаться на обновления
- Печать
- В закладки
В 1865 году в США заканчивается Гражданская война. Военные оркестры теряют свою актуальность. Музыканты возвращаются к мирной жизни. Барабаны, литавры, медные трубы, которые когда-то вдохновляли на смертный бой, отправляются на распродажи. Там-то они и привлекают внимание ныне свободных чернокожих музыкантов. Почему бы не расширить диапазон своего музыкального творчества? Особенно по таким смешным ценам
Сначала любительские оркестры афроамериканцев появляются в провинции. Как правило, они состоят из нескольких духовых инструментов и двух-трех барабанщиков — ритму чернокожие музыканты традиционно придают большое значение. Репертуар, понятное дело, тоже провинциальный: народные песни и танцы, иногда марши и — ну, без этого тогда никуда — религиозные композиции. Называются такие ансамбли кантри-бэндами (country band).
Обычно городские тенденции приходят в деревню. Тут получается наоборот. Провинциальные кантри-бэнды порождают городские оркестры — маршинг-бэнды (marching band) и стрит-бэнды (street band). Так их называют за повышенную мобильность. Городские оркестры играют не на стационарных площадках, а на различных процессиях, праздниках. Идут по улицам и играют.
Кантри и стрит отличаются не только степенью мобильности, но и репертуаром. Жизнь в городах все-таки проще и веселее, да и на ходу играется как-то бодрее. В общем, горожанам присущи более мажорные ритмы, чем их серьезным и даже суровым родственникам из провинции.
Маршинг-бэнды становятся котлом, в котором заваривается сложный музыкальный бульон. В нем смешиваются не только различные стили исполнения, но и различные музыкальные направления — блюз с кантри, традиционные африканские ритмы с утренней «арией» горниста-северянина, рабочие песни с религиозными гимнами. Музыкальный инструментарий тоже переживает изменения. Компанию полковому барабану и тромбону могут составлять банджо, свирель-пищалка, или даже консервные со стиральными досками.
Круче всего музыкальный бульон оказывается в Новом Орлеане, настоящем культурном Вавилоне того времени. Французы, испанцы, англичане, немцы, итальянцы, африканцы, индусы, азиаты — кого только не встретишь в этом шумном портовом городе. Музыка народов мира доносится из распахнутых окон, из дверей портовых кабаков, звучит на улицах. Чужие ритмы подслушиваются, перенимаются чернокожими оркестрантами. Новое смешивается со старым, оригинальное — с производным. Что-то сохраняется, что-то отбрасывается. В результате этой музыкальной кулинарии рождается джаз. Правда, новоорлеанские музыканты об этом еще не знают. Они играют просто музыку. Музыку, которая им нравится.
Дело в том, что понятие «джаз» получает распространение только в начале XX века. Никто точно не знает, откуда оно произошло. В 1860-х годах в североамериканском литературном языке получает распространение слово jasm. Оно означало воодушевление, вдохновение. Вскоре ему на смену приходит существительное и глагол jass — воодушевляться, вдохновляться. Затем появляются такие речевые обороты как jazz around — скитаться, странствовать, и jazz up — впадать в веселое настроение.
Как музыкальный термин слово jazz впервые употребляется в 1915 году. Один чикагский менеджер использует его на афише оркестра Тома Брауна. «Том Браун Диксиленд Джаз Бэнд» написано там. Оркестр белый, но играет черную музыку в новоорлеанском стиле — очередное культурное смешение. Полный джаз.