Блог
Американские легенды. Истории о легендарных брендах и торговых марках США
Ритм-н-блюз. История о том, как начали за упокой, а продолжили за здравие
- Размер шрифта: Больше Меньше
- Просмотров: 5960
- Комментарии (0)
- Подписаться на обновления
- Печать
- В закладки
В первой половине ХХ столетия музыкальный котел Америки кипит и бурлит. В нем смешиваются различные музыкальные жанры и направления. Преимущественно это негритянская музыка. Белое население вносит свою лепту в виде кантри и на том успокаивается. В начале века из этого котла появляется джаз, в 1940-х годах — ритм-энд-блюз (Rhythm & Blues)
Своим появлением ритм-энд-блюз (как и джаз) обязан смычке города и деревни. Ближе к середине ХХ века блюзмены перестают быть одинокими странниками, бродягами, скитающимися по полям и весям. Они перебираются в города.
Исполнителей блюза — как одиночек, так и коллективы — влечет не столько комфортная городская жизнь, сколько возможность реализовать творческие замыслы и спеть свои печальные песни для большего числа слушателей. Если раньше все звукозаписывающие фирмы принадлежали белым, то теперь среди их владельцев стали появляться афроамериканцы. Те уж стараются помочь братьям спеть для братьев. Кроме того, в клубах и барах начинают использоваться микрофоны — еще один ингредиент для американского музыкального котла. Можно небольшим коллективом грянуть как настоящий оркестр. А еще в 1931 году в продаже появляются первые электрогитары. Они позволяют добавить в музыку агрессии, драйва — в общем, поэкспериментировать.
В результате этих экспериментов к 1940-м годам певец-одиночка уходит на задний план, на передний выступает музыкальный коллектив, а классический задушевный блюз перерождается в быстрый джамп-блюз.
О горестях и судьбах негритянского народа теперь поют бодрее и веселее. Стоны и жалобы приобретают танцевальный характер. Да и не такие уж это стоны и жалобы. Жизнь у чернокожего населения США все еще сложна и трудна, но, по сравнению с концом XIX столетия, когда формировался классический блюз, она действительно стала бодрее и веселее.
Белым нравится бодрая музыка черных. Хотя они все еще склонны разделять музыку по расовому признаку. Так в журнале «Биллборд» афроамериканские хит-парады обозначаются как «расовые записи» (Race Records). На это в 1947 году обращает внимание Джерри Уэкслер, журналист «Биллборда». Ему кажется, что определение «расовые записи» имеет негативную окраску, и он вводит в своих обзорах новый термин — «ритм-н-блюз». Что под ним подразумевается? В том то и дело, что ничего конкретного. Это — африканский хит-парад, популярные мелодии, новое бодрое и веселое звучание. Одним словом, ритм и блюз.
Термин идет в народ. И в 1949 году «Биллборд» признает его официально — Race Records переименовывается в Rhythm & Blues Records. А годом раньше звукозаписывающая компания «Ар-си-эй» меняет в своих каталогах Race Music на Blues & Rhythm. Но приживается вариант Уэкслера.
Если классический блюз шел, что называется, от души, то ритм-н-блюз в большей степени идет от кошелька. Это массовая, коммерческая музыка, которая исполняется из-за того, что она популярна. К началу 1950-х годов она перестает быть музыкой исключительно для чернокожего населения. А в середине 1950-х годов предприимчивый диск-жокей Алан Фрид окончательно ее обеляет, придумав новое название «только для белых» — рок-н-ролл. Впрочем, это уже совсем другая история.